Разговор о рынке страхования в России ведут Дмитрий Руденко, генеральный директор, председатель правления компании «Абсолют Страхование» и Павел Самиев, генеральный директор аналитического центра БизнесДром.
Как страховой рынок пережил прошлый год? Мы говорили с банкирами о том, что, несмотря на все санкции, банковский рынок устоял, даже прибыль показал, и выглядит устойчивым. На страховании все эти внешние факторы, санкции, ограничения, как сказались? Пострадали ли страховые компании?
Конечно, шок был в марте-апреле. Потому что для страховщиков очень важен рынок перестрахования. А порядка 70% рынка перестрахования размещалось на западном рынке. Это исторически выстроенные связи с партнерами, понятная логистика. И 70% всего перестраховочного рынка мы одномоментно лишились. Тут Центральный банк очень нам помог в виде своей дочки РНПК (перестраховочная компания), которая была создана. Ее быстро докапитализировали, дали определённые вводные, и они фактически на оригинальных условиях, которые раньше нам давали западные перестраховщики, забрали все наши облигаторы. И здесь мы выдохнули. Потому что первое впечатление было – все, будет крах. Мы могли остаться без страховой защиты, капитала российского рынка было недостаточно. Если бы мы все вместе собрали российский капитал, он был бы все равно меньше, чем один крупнейший немецкий или швейцарский перестраховщик. С этой ситуацией справились, где-то к апрелю все устаканилось, какие-то правила игры появились.
Второе, с чем мы столкнулись – у ряда страховщиков были ценные бумаги, которые стали единомоментно неликвидными. А это все опять же влияет на капитал. Что с этим делать? Центральный банк зафиксировал стоимость до начала СВО. Это дало некую стабильность на рынке, и мы стали потихоньку адаптироваться к текущим реалиям. Все больше работали с РНПК, вырабатывали совместно стратегию развития отрасли. Можно сказать, что страховой рынок по итогам 2022 года выжил.
Меня как клиента страховой компании интересует, чтобы страховые компании работали и были финансово устойчивыми. Кроме того, мне важно, чтобы они могли выполнить обязательства, которые взяли на себя. Здесь есть ли какие-то до сих пор нерешенные проблемы? В частности, с ремонтом автомобилей. Мы же понимаем, что есть определённые проблемы с логистикой, запчастями и т.д.
Массово нет ухода страховщиков с рынка. Все то, что сделал ЦБ –достаточный минимум, который позволил страховщикам пережить стрессовые ситуации и самое главное – сохранить капитал. А значит, у нас есть возможность выполнять свои обязательства перед нашими застрахованными. Наверное, для физических лиц главная зона некомфорта связана с автострахованием. Нарушение логистических цепочек привело к дефициту запчастей западных автомобильных брендов, а также к подорожанию. В некоторых случаях запчасти на немецкие и японские бренды выросли в цене в четыре раза. Если мы страховали автомобиль, его стоимость была миллион рублей, то переоценка мартовская добавила в среднем 30%. И мы естественно, когда тарифицировали и страховали в ноябре 2021 года, не закладывали такой уровень инфляции и подорожания. И все страховщики столкнулись с этими сложностями. Как показал 2022 год, все прошли этот стрессовый период. Статистика показывает, что у нас нет массового исхода страховщиков. 140 страховщиков на сегодняшний день работает, из ТОП-20 ни один не ушел с российского рынка. Поэтому можно сказать, что российская страховая система стабильная. И те правила игры, которые сейчас есть, позволяют говорить, что, если не будет какого-то нового стресс-сценария, то 2023 год пройдет не хуже, чем 2022-ой. Мы уже научились работать в новых условиях, научились развиваться в новых условиях, ищем новых партнеров не на западе, а на Ближнем Востоке, в Индии, Китае и т.д.
Подробности в WBCMedia: